Последние три дня Наваратри так же посвящены почитанию Богини Сарасвати❤🌼🙏
Я вознесу хвалу святой богине, чьё лицо
прекрасно, совершенно, —
женщине святой, богине высшей
в мирах богов, гандхарв, владык асур.
Той, чьё имя Сарасвати
Священная сутра золотистого цвета
Сарасвати (санскр. सरस्वती — ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие.
Сарасвати — супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии. Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной — он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную. Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.
Богиня Сарасвати является деви (санскр. देवी, devī — ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери. Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении. Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир. Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира — это различные проявления Авидьи. Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум Шивы, когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум — Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум — это Брахма.
Изображается богиня Сарасвати как прекрасная женщина в белоснежном одеянии, олицетворяющем чистоту и сияние её божественной сути. Как правило, она предстаёт взору сидящей на лотосе, символизирующем вечную божественную природу, духовное пробуждение, а также весь проявленный космос.
У богини Сарасвати четыре руки, в которых она держит различные атрибуты-аллегории: музыкальный инструмент «вина» — олицетворение искусства и гармонии; акшамала — жемчужные чётки — символ духовности; чаша со священной водой как метафора исцеляющей силы; Веды — символ мудрости и священных знаний. Иногда она изображается без «вины», и тогда рука её сложена в защитной абхая-мудра или в благословляющей варада-мудре. Вахана (ездовое животное богини) — лебедь, символизирующий светлую истину, творческое начало Вселенной, отражающий представление об изначальной водной стихии. Также рядом с богиней можно увидеть птицу Солнца — павлина, как символ красоты и беЗсмертия
Изначально Сарасвати почитали как богиню реки. В Ведах упоминается о могущественной реке Сарасвати, которая течёт меж рек Ганги и Ямуны. Место слияния этих рек, именуемое «Праяг», считается самым благоприятным. Река Сарасвати, согласно древневедическим текстам, является единственной крупной рекой, текущей на север от Ямуны и на юг от Ганги, и впадает в Ямуну у её устья.
Сарасвати несёт истинное знание, помогая каждому стремящемуся познать суть бытия и достичь истины. Она сопровождает человека на Пути духовного совершенствования, приводит к пониманию священных писаний.
Богиня Сарасвати является создательницей древнего божественного языка санскрита (санскр. संस्कृता वाच् — ‘совершенный’), который дал начало всем современным языкам индоевропейской языковой семьи. В Пуранах упоминается о том, что под воздействием энергии Сарасвати на высших материальных планетах все живые существа говорят только возвышенным поэтическим языком.
Сарасвати отождествляют с богиней речи Вак (или Вач). Вак является мистическим олицетворением речи. Она едина с воплощением творческих сил космоса Вирадж (санскр. Virāj — ‘сияющая’, ‘лучезарная’ — женское творческое начало, сотворённое в женской половине тела Брахмы). Согласно «Ригведе», Вак происходит от Пуруши — прообраза всех мужских форм проявления, которая, в свою очередь, порождена Вирадж, являющейся прообразом всех женских форм. Вак выступает как символ той речи, благодаря которой люди смогли получить духовное знание. Также она олицетворяет священную возвышенную речь, которая снизошла на первых мудрецов — Риши. Она по сути своей — та сила, которая, эманируя из Творца Вселенной, принесла в материальный мир речь, являющуюся проявленной формой мыслеобраза.
Сарасвати — богиня красноречия, помогающая облачать мысли в слова, выражая их посредством речи. Мысль, перед тем как предстать в форме слова, проходит несколько этапов транформации: сначала звук проходит три стадии на тонком плане, чтобы впоследствии превратиться в материальном мире в проявленную форму слова. Существует четыре разновидности Вак, или четыре формы звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Высшая трансцендентная форма звука — это пара-вак; когда у звука возможно различить форму и цвет — это пашьянти-вак; мадхьяма-вак — тот уровень, на котором «звучат» наши мысли; а низшей формой звука является вайкхари-вак (земная речь, её материальный аспект, грубая форма проявления изначального звука Вселенной, посредством которой мы общаемся с другими людьми, и действует она через Вишудха-чакру). Обычно человек слышит только на уровне вайкхари-вак, однако восприимчивость к остальным трём высшим стадиям звучания зависит от уровня его духовного развития, а также от того, в какой степени чисто его сознание
Янтра (санскр. यन्त्र् — ‘поддержка’, ‘опора’, ‘инструмент’) — это некая геометрическая конструкция, которая действует на сознание созерцающего её как инструмент медитации и концентрации, и оказывающая неоценимую поддержку на духовном Пути. Когда человек концентрируется на янтре, прекращается шум от разнородных мыслей, хаотично вращающихся в его уме, и разум его беЗпрепятственно входит в резонанс с энергией, генерируемой геометрической формой янтры. Каждая янтра излучает энергии определённой частоты и позволяет их воспринять. Традиционные янтры пришли через откровение, посредством ясновидения, что позволило принести их из мира тонких энергий и проявить в наш мир ту форму, которая отражает суть определённого божества на материальном плане, энергия которого представлена в физической материальной плоскости янтры. Когда вы произносите мантру Сарасвати, желательно, чтобы янтра находилась пред вашим взором. Созерцание этой янтры благотворно влияет на человека, в его сознании формируются только благостные позитивные мысли. А творческим людям она принесёт вдохновение. Считается, что эта янтра стимулирует работу правого полушария мозга, а также помогает контролировать чувства.
Янтра привлекает силу прекраснейшей мудрой богини. Поскольку Сарасвати — повелительница образования, культуры, искусства, творчества, знаний, визуализация или созерцание янтры Сарасвати помогает постичь многие духовные истины, ценить прекрасное в искусстве, развивает в человеке понимание различных видов творчества, изобразительного искусства, музыки, дарит чистоту мыслей, ясность сознания, ораторские способности, возможность творческой самореализации.
Ом.